Добавить в избранное
Бернардо Бертолуччи

Последнее Танго в Париже

Увидеть Париж и умереть — вот незамысловатая мечта среднестатистического романтика. Эйфелева башня, Елисейские Поля, многочисленные триумфальные арки; список может быть продолжен в зависимости от степени влюблённости в этот город. Но что делать, если вы несчастны, а всё вышеперечисленное выглядит насмешкой судьбы? Пол — 45-летний американец, живущий в Париже. Его жена покончила жизнь самоубийством. Причина ему не известна, просто однажды, придя домой он обнаружил супругу в окровавленной ванне. У Жанны, 20-летней привлекательной парижанки, напротив всё спокойно и безоблачно. Со дня на день в город должен вернуться её жених, молодой кинорежиссёр. Судьба сведёт этих людей в шикарной квартире, которую оба будут присматривать для переезда. Условившись о полной анонимности, Жанна и Пол начнут встречаться, пытаясь заполнить внутреннюю пустоту удовлетворением сексуальной жажды. Их не интересует прошлое, и мало беспокоит будущее. Всё самое необходимое происходит сейчас, в этой большой пустующей квартире с прекрасным видом на осенний Париж.

Бертолуччи наделяет героев характерными чертами своего времени. Одной из главных тем итальянского кино семидесятых был бунт революционно настроенной молодёжи. Именно этой проблематике были посвящены два предыдущих фильма режиссёра — «Перед революцией» и «Партнёр». Но в случае с «Последним танго в Париже», Бертолуччи переходит от лобовой атаки по буржуазным ценностям к иносказательности фрейдистского толка, лишь изредка позволяя себе прямые выпады в стиле шестидесятых. Так, Пол — убеждённый коммунист, произносящий богохульные речи перед гробом жены, а Жанну, похоже, не сколь не смущает скромное обаяние буржуазии. Достаётся и коллегам по цеху. Жених девушки, режиссёр Том (в исполнении любимца Трюффо, Жан-Пьер Лео), являет собой ироничную пародию на многочисленные надежды представителей «Новой Волны» связанные с пропагандистской функцией кинематографа (в свете этого, выбор исполнителя становится более чем закономерным). Том живёт искусством, и ради искусства. Он снимает для телевидения «Портрет девушки» пригласив в героини Жанну. Он романтик от кино, влюблённый в своё ремесло.

Вместо набившего оскомину любовного треугольника Бертолуччи предлагает зрителю куда более сложную фигуру. Всё окружение почившей супруги невыносимо Полу на физиологическом уровне, но сложно просчитать по какому критерию видёться отбор. Он кричит на свою тёщу, и в то же время, спокойно, без шумного выяснения отношений, общается с любовником жены. Единственное, что хоть как-то может пробудить в нём интерес к жизни, это Жанна. Они станцуют своё танго. Пьяные, счастливые и, одновременно, очень одинокие.

Сейчас это выглядит анекдотично, но в советские времена за «несанкционированный» просмотр «Последнего танго в Париже» давали срок. Если картина и упоминалась в отечественной прессе, то не иначе, как порнографическая. Да и в самой Италии после непродолжительного кинопроката фильм был запрещён цензурой, что впрочем, не помешало сделать внушительные кассовые сборы и снискать восторг критики за рубежом. Американка Паолина Кэйл назвала картину «современной классикой изменившей сущность искусства в целом». Как всегда, истина где-то посередине. Безусловно, Бертолуччи снял очень смелую картину, появление которой не могли не заметить пуритане и моралисты, уж слишком открыто в ней показывалась, если не провозглашалась, раскрепощённая сексуальность, идущая в разрез со всеми этическими устоями современного общества. И обвинить режиссёра во всех смертных грехах было куда проще, чем увидеть то, что скрывается за всеми этими сценами, а именно человеческая беспомощность, страх и неудовлетворённость. Именно по этой причине «Последнее танго в Париже» до сих пор продолжает волновать зрителя, ставя вечные вопросы о сущности человеческой жизни, ответы на которые даются с поправкой на время.



Источник: www.kinomania.ru
   
© 2007